КАК СФОРМИРОВАТЬ ПРИВЫЧКУ УЧИТЬСЯ У «ЦИФРОВЫХ АБОРИГЕНОВ»

 

«Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу»

 (древнекитайская поговорка)

На данный момент, уже не надо никому доказывать, что обучение должно быть постоянным, что нет никаких минимумов и максимумов необходимых для жизни знаний. Мы не знаем, какие знания будут нужны нашим ученикам и как они изменятся в будущем. Нам необходимо, чтобы современный человек привык учиться, а не просто знал, что это полезно.

Зачем надо учиться? Простой, вроде бы, вопрос. Попробуйте на него ответить. У взрослого человека этот вопрос вызывает бурю эмоций, возражений, иногда, даже негодования, мол, что за глупый вопрос.

Все мы понимаем, что учиться вроде бы как надо, но, почему одни люди любят учиться, а другие нет?

Почему человек вообще учится? Мы задали этот вопрос первоклассникам и выпускникам вуза, первоклассники считают, что учиться надо, чтобы «стать умным», «решать любые проблемы» и, «чтобы все уважали», выпускники вуза связывают необходимость образования с работой и заработной платой. Ничего не скажешь – у первоклассников горизонт планирования явно шире! Так или иначе, и те, и другие отчасти правы – учится человек, чтобы развиваться, приспосабливаться. Но делает он это не так уж и сознательно, как нам бы хотелось думать.

Мы понимаем под обучением довольно узкий вид деятельности – приобретение знаний и навыков, при этом имеем в виду в основном академические знания и навыки, которые пригодятся человеку в профессиональной и социально-бытовой сфере. Однако, существует мнение, что мы очень узко понимаем природу интеллекта человека, концентрируя внимание на рациональном мышлении и усвоении знаний точных, естественных и гуманитарных наук.

Но, правда в том, что человек учится постоянно с самого своего рождения и до самой смерти, при этом никак себя к этому не мотивируя, просто такова его природа.

Чем человек отличается от обезьяны? Обучение – это главный видовой признак homosapiens.

Любое соприкосновение с окружающим миром формирует синапсы, которые связывают нашу нейронную сеть, позволяют запоминать и, в последствии, хранить и использовать информацию. Мы учимся, потому что мы обречены учиться природой, это наше видовое преимущество, возникшее на генетическом уровне и отстоявшее свое право на существование в результате естественного отбора.

Но проблема в том, что современные дети легко обучаются не тому, что входит в школьную программу, а тому, что входит в маркетинговую стратегию потребительского рынка. Конечно, это уже вопрос глобальный, о том, что важнее, прибыль или будущее человечества, но его мы, пожалуй, обойдем.

Другой вопрос, как сделать так, чтобы человек учился полезным, необходимым знаниям? Сейчас очень много говорят о мотивации, но мотивация явно не работает – мы видим, как ситуация ухудшается с каждым годом, недалеко осталось до интеллектуальной деградации. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо еще раз вернуться к природе человека. Эпикур описал это так: «Благодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным». Наш организм на биохимическом уровне запоминает и усваивает информацию, используя, прежде всего химические вещества, такие, как эндорфин, дофамин, серотонин, под воздействием которых создаются химические синапсы. Эти вещества известны, как гормоны счастья и удовольствия. Иначе говоря, наш мозг хорошо запоминает все, что связано с удовольствием. Для того, чтобы те или иные ощущения перешли в долговременную память они должны повторяться и, таким образом, сформировать прочные нейронные связи. Это и есть механизм привычки, характер человека – это, не что иное, как набор привычных моделей поведения.

Привычки современных детей формируются совершенно в иной реальности, нежели детей доцифровой эпохи. Благодаря расцвету мультимедийных технологий, количество возбуждающих впрысков дофамина и серотонинау современного ребенка увеличилось в тысячи раз. Их мозг очень быстро реагирует на возбудители и практически не находится в состоянии покоя. Если так можно выразиться, «цифровой абориген» живет от дозы до дозы. Обратите внимание на любого подростка с гаджетом в руке – он через каждые 10-20 секунд заглядывает в него, чтобы посмотреть обновление контента, а главное находит это обновление в виде push-уведомлений мобильных приложений (очередной лайк, репост, ретвит и т.д.). С развитием мобильных приложений, важным критерием для «цифрового аборигена» стала динамичность контента, через каждые 10 – 20 секунд он должен получать новую порцию дофамина – это настоящая зависимость.

Как бы нам не хотелось заставить современного ребенка читать книги, мы вынуждены признать, что бой проигран. Возможно, мы стоим на пороге нового эволюционного витка, новой «цифровой» цивилизации.

Выход только один – формировать привычку учиться по новым правилам.

Мы часто заблуждаемся насчет того, как ведет себя человек в интернете. Бытует мнение, что современные дети, хорошо разбираются в интернете, что уровень их информатизации выше, нежели у так называемых «цифровых иммигрантов», однако это не совсем так. «Цифровой абориген» «плавает» по просторам интернета в поисках удовольствия, он не ищет информацию, при этом путешествие по интернету, благодаря развитию мобильных приложений, стало максимально простым.

Для того, чтобы полезная (учебная) информация отправилась в долговременную память, новые нейронные связи нужно постоянно подпитывать новыми впрысками гормонов удовольствия, используя эмоции или физические удовольствия. Если этого не делать, то просмотр одного голливудского блокбастера (поток новых ярких впечатлений) очень просто перекроет всю пользу от целого дня учебных занятий, поскольку заставит мозг избавиться от тех нейронных связей, которые используются слабо, иначе мозг перегреется от избытка электричества. Мы вынуждены конкурировать с медиасредой, используя те же методы воздействия: яркий и интересный дизайн, грамотный сторителлинг, геймификацию и прочие средства.

Стоит кардинально пересмотреть образование для педагогов и набор педагогических профессий, важнейшее место среди которых должен занять педагогический дизайнер (образовательный технолог), который в своей работе будет опираться, прежде всего, на понимание функционирования человеческого мозга и способов воздействия на него.

#digitalnatives #e-learning #привычкаучиться#какправильноучиться#цифровые аборигены

 

И.А. Булавкин

Директор центра развития электронного образования НОУ ВПО СИБИТ